Для детей

 Дидактические игры


Вкладывание одних предметов в другие – самое любимое занятие детей от 1 года до 3 лет.
В конце первого года жизни дети с удовольствием достают из коробочки предметы и вкладывают их обратно: сначала они разбрасывают их.
В начале второго года жизни – собирают мелкие предметы в какую либо емкость.
Совет родителям - поддерживайте эти простые занятия ребенка. По-кажите, как можно собрать пуговицы или брусочки в кастрюлю, потом пе-реложить их в коробочку, в мешочек, потом опять в кастрюлю.
Положи и достань:
Найдите большую коробку с несколькими отделениями (такие коробки попадают в дом при покупке различных вещей .
Запаситесь несколькими трубками, свернутыми из бумаги ли пластико-выми бутылками
Дайте ребенку трубки или бутылки, чтобы он укладывал их в отделения коробки, а затем вынимал их оттуда.
Малыши с удовольствием играют в эту игру.
Более сложно – действия со специальными игрушками – вкладышами: это могут быть кубики, стаканчики, цилиндры, половинки шара, убывающие по величине.
Цель:
Дети учатся соотносить величину предметов, координируют дей-ствия рук, глаз, развитие восприятия, мышления. Необходимо иметь несколько наборов вкладышей.
Пряталки:
Предложите ребенку 2 – 3 кубика, явно различающиеся по величине.
Поставьте на стол большой кубик, под которым спрятаны кубики по-меньше. На глазах у ребенка снимите верхний кубик, малыш увидит сле-дующий кубик поменьше, потом снимите и его, под ним окажется самый маленький кубик. Затем накройте маленький кубик, кубиком побольше, за-тем самым большим.
Действия сопровождайте словами: «Что там у нас прячется, смотри еще кубик, а под ним еще. А теперь давай спрячем его, нет его. Теперь спрячем и этот кубик, вот так».
Получается игра прятки с кубиками. Сначала ребенок будет наблюдать, потом снимать кубики, потом начнет прятать. Постепенно увеличивайте число кубиков.
Собирание:
Ребенку предлагается несколько вкладышей (4 – 5). Дайте их в руки для самостоятельной манипуляции.
Предложите ребенку собрать все вкладыши вместе, в одну коробочку и покажите, как это делается – было много, а все поместились в один (самый большой, прячется вкладыш поменьше, в эти два следующий еще поменьше и так далее).
Скорее всего сначала малыш будет втискивать вкладыши силой, помо-гите ему: дайте в руки подходящий элемент и вместе с ним вложите его. Постепенно ребенок самостоятельно научится перебирать предметы и выбирать нужные.

Раскладывание:

Научите ребенка раскладывать в емкости мелкие предметы.

Расставьте все элементы вкладышей перед ребенком в ряд, и покажите, как можно разложить в них мелкие предметы (бусины, горох, камушки, ма-кароны), так, что бы в каждой мисочке был только один вид предметов.
Башня:
Можно предложить ребенку построить из вкладышей башню: поставьте на глазах у малыша меньший кубик на дно большего, потом еще меньший на дно предыдущего и так далее, пока будут задействованы все элементы. Поначалу ребенок будет разваливать башню, но по истечении времени ему захочется выстроить кубики в высоту.

Существует другой тип вкладышей: пособия со специальными прорезя-ми в виде различных форм (фигуры, растения, плоды, животные и так да-лее), прорези могут отличаться и по размеру.

Ребенку необходимо научиться вкладывать в прорези соответствующие детали – крышечки.

Коробка с секретом:

Возьмите коробку. Вырежьте из верхней части этой коробки разные фи-гуры (круги, квадраты, треугольники). Дайте эти фигуры своему малышу и посмотрите, сможет ли он вставить их в соответствующие отверстия.

Если ребенок не справляется самостоятельно – покажите ему, как в окошечко можно вставить фигуру – для каждого окошечка подходит только одна фигура (объясните это малышу).

После этого вместе с малышом неоднократно поиграйте в эту игру.

Затем предоставьте ребенку возможность самостоятельно подобрать нужные фигуры для отверстий.

МАТРЕШКА – не только украшение или сувенир, она прежде всего – игрушка для детей. Ее ценности может позавидовать любое современное пособие. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные ка-чества величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объе-му. Все это, конечно же, способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей.
Но, чтобы матрешка имела развивающий эффект, недостаточно ее приобрести и дать в руки ребенку. Необходимо открыть ее замечательные свойства и научить малыша играть с ней.
Вам понадобится многоместная матрешка, включающая 10 – 12 предметов. При его отсутствии можно использовать два набора обычных пятиместных матрешек. Пригодятся также палочки, кружочки и кубики раз-ной величины.
Очень важен момент первого знакомства с матрешкой, открытие ее главного секрета. Этот момент вы должны сделать радостным и сюрприз-ным.
Например так:
Усевшись за столик вместе с ребенком, вы торжественно достаете большую матрешку и восхищаетесь ее красотой: «Посмотри, какая краса-вица к нам пришла! Ее зовут Матрешка. Какой у нее платочек, какие щеч-ки…» Полюбовавшись ею, вы берете игрушку в руки и удивленно говорите: «Что – то она тяжелая и гремит. Может там что – то есть внутри? Давай посмотрим!» Открывая матрешку, вы вместе с малышом как заклинание произносите слова: «Матрешка – матрешка, откройся немножко!» Процесс открывания матрешки можно слегка растянуть, чтобы усилить ожидания ребенка.
Открыв большую матрешку и обнаружив в ней другую, вы, естест-венно удивляетесь и рассматриваете ее вместе с ребенком, как и первую. Поставив две матрешки рядом, предложите малышу сравнить их. Спросите, какая выше, а какая ниже, какой платочек у маленькой, какого цвета фартук у большой. Объясните, что по форме обе матрешки одинаковые, а по размеру разные. После этого предложите узнать, не спрятался ли в новой матрешке еще кто – нибудь. Под те же слова («Матрешка – матрешка, откройся немножко!») пускай появится следующая, третья матрешка. По-ставьте ее рядом и сравните с предыдущим. Так продолжается до тех пор пока все матрешки не выйдут. Выстроив их в ряд по росту, обратите вни-мание на то, что каждая матрешка одета по своему и что каждая следую-щая меньше предыдущей на целую голову. После такого знакомства начи-нается игра в детский сад.
Художественное слово:

У хорошеньких матрешек
Сарафанчики в горошек,
Бусы разноцветные,
Издали приметные.

* * *

Мы матрешки – мы сестрички
Все подружки – невелички.
Как начнем плясать и петь
Никому не усидеть!

* * *

Мы матрешки,
Все мы крошки
У нас чистые ладошки
Хлоп – хлоп – хлоп – хлоп.
Мы матрешки,
Мы матрешки,
У нас маленькие ножки.
Топ – топ – топ – топ.

«Сделай бусы для матрешки»:
Для того, чтобы сделать бусы для матрешки, вам понадобятся мелкие камешки, желуди, шишки… Нарисуйте на песке кружок и попросите ребенка выложить камешки по его контуру. Это и будут бусы для матрешки.
(Таким же способом можно изобразить и саму матрешку: нарисовать на песке ее контур и выложить его камешками.)

Музыкальный материал: В. Темнов, А Осьмушкин «Матрешечки»

Уже в начале второго года жизни можно дать детям для игры различные кубики: деревянные или пластмассовые.
В начале дети просто манипулируют ими: разбрасывают, складывают в коробку, перекладывают из руки в руку, с места на место…
После того, как дети научились удерживать кубики в руках можно при-ступать к строительству.
Дорожка:
Научите ребенка строить дорожку, прикладывая кирпичики друг к другу узкой стороной, затем широкой стороной. Обыграйте постройку: покатайте по дорожкам машинки, поводите по ним кукол, матрешек…
Башня:
Для начала возьмите 2 – 3 кубика и научите ребенка устанавливать их друг на друга так, чтобы башня не рушилась. Если башня рушится, сопро-водите этот процесс простыми словами «бах», игра повториться вновь и вновь. Иногда малыши приходят от такой игры в восторг.
Постепенно добавляйте количество кубиков при строительстве башни.
Можно предложить кубики различные по величине. Научите малыша укладывать на большой кубик, кубик поменьше, затем самый маленький.
Домики:
Для строительства домиков вам понадобятся кубики и треугольные призмы – «крыши», либо конусы.
Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением домов, погово-рите о том, из каких элементов состоит дом: стены, крыша.
Покажите, как можно построить дом из кубиков: стены – куб, крыша – треугольная призма, установленная сверху.
Постепенно увеличивайте в доме количество этажей.
Мебель для куклы:
Используйте весь строительный материал, который имеется в вашем доме, самые разнообразные детали: кубы, кирпичики, конусы, призмы. Вложите в это занятие всю свою фантазию. Сделайте для куколки стул и стол, кроватку. Обязательно обыграйте постройки.
Совет родителям – не важно, как вы будете называть предметы: ку-бики, кирпичики, блоки…Главное, чтобы при игре присутствовал элемент новизны, а ваши действия заинтересовывали ребенка.


На втором году жизни ребенок начинает узнавать изображения знако-мых предметов на картинках. Поэтому картинки можно начинать использо-вать в играх с ребенком.
Найди нужный предмет:
Продемонстрируйте ребенку связь между реальными предметами и предметами, изображенными на картинках. Возьмите картинки, на которых изображены предметы хорошо знакомые ребенку: кошка, собачка, тарелка, чашка, кукла, машинка и тому подобное.
Положите картинки перед ребенком, рассмотрите их. Теперь попросите положить на картинку соответствующий предмет.
Если ребенок сомневается, покажите ему, как это делается.
Когда предметы расставлены по местам, их можно перепутать и ребенку вновь придется на водить порядок.
Парные картинки:

Возьмете парные картинки различных предметов, рассмотрите их с ре-бенком, расскажите о том, что на них нарисовано, обращая внимание на цвет, форму, название предметов.
Один набор картинок раскладывается перед ребенком, второй набор отдается ему в руки. Ребенок выкладывает каждую картинку на такую же.
Возможен другой вариант игры. Один набор картинок у вас, второй у ребенка. Вы показываете малышу картинку и говорите: «Покажи такую же», ребенок в своем наборе находит нужную картинку и показывает вам. Необходимо назвать предмет, изображенный на картинке.
Найди половинку:
Для этой игры можно использовать парные картинки (используйте не более 5 пар картинок). Один из наборов картинок предварительно раз-режьте пополам.
Покажите малышу половинку картинки, попросите найти вторую поло-вину к ней (перед ребенком может лежать целая картинка как образец). Если это трудно, можно поочередно прикладывать половинку картинки к другим разрезанным половинкам до тех пор пока не будет найдена нужная.
В дальнейшем игру можно усложнять, добавляя количество картинок, либо разрезав картинки на 3 – 4 части.
Угадай-ка:
Для игры потребуются разрезанные картинки, на них изображено, что – то знакомое ребенку.
Покажите малышу половинку изображения и просите угадать, что здесь нарисовано (можно закрывать половину рисунка бумагой, а затем откры-вать ее вместе с ребенком). Попробуйте закрывать любую половину изо-бражения: правую, левую, нижнюю, верхнюю. Можно закрывать 1/3, 2/3, 1/4 и так далее часть рисунка.
Собери урожай:
Приготовьте для игры картинки с изображением рыбок и зверей. В одной части комнаты расположите «водоем» - синюю ткань, в другой «лес» - зеленую ткань или деревья из деревянного конструктора.
Объясните ребенку, что рыбки живут в воде, а звери в лесу. Попросите малыша помочь всех рыбок отпустить в «речку», а зверей в «лес». Не за-будьте поблагодарить ребенка от имени всех животных.
Задание можно варьировать. Например, попросите разложить картинки с изображением орехов и морковок белочке и зайчику соответственно.
Узнай по силуэту:
После того, как ребенок научился хорошо различать изображения предметов на картинках, предложите ему следующую игру.
Необходимы парные картинке. На картинках одного набора предметы изображены в цвете, на картинках другого набора изображены силуэты предметов.
Предложите малышу к каждому силуэты подобрать соответствующую пару из цветных картинок.
Возможен несколько иной вариант игры – вместо силуэтов на карточке изображен контур предмета.

Ребенок учится толкать перед собой подвижные тележки на колесиках и подтягивать к себе предметы за веревочку. Цель таких игр: координировать свои движения и движения предмета, которое он синхронизирует по скорости и направлению своим действиям; кроме того, ребенок учится различать предметы, которые катятся и не катятся, катятся быстро или медленно.
Для игр необходимы крупные по размеру игрушки на колесиках, которые снабжены подвижной ручкой, тележки, которые можно везти за собой и скатывать с наклонной плоскости; это могут быть автомобильчики, прице-пленные на веревку, гирлянды игрушек, нанизанных на веревку; емкости, наполненные мелкими предметами, которые будут издавать различные звуки при движении.
Каталки:
Покажите ребенку, как катают тележку, предложите поиграть с ней. По-садите на тележку, какую – либо игрушку, предложите ребенку отвезти ее в домик (предварительно постройте для этой игрушки домик).
Горка:
Научите ребенка толкать перед собой машинки или тележки. Значи-тельно легче такое движение осуществляется под уклон. Покажите малы-шу, как запускать тележку по наклонной плоскости. Когда ребенок освоит такое движение, предложите ему толкать тележку по прямой поверхности.
Препятствие:
Поставьте на наклонную плоскость помеху (ограничитель), чтобы катя-щийся предмет остановился. Дайте возможность ребенку самому понять, почему предмет не катится. Если ребенок не может самостоятельно спра-виться с поставленной задачей, помогите ему: снимите помеху или побу-дите ребенка «объехать» препятствие.
Дорожки:
Изготовьте с ребенком из кубиков дорожки. Попросите ребенка прока-тить машинку, с какой – либо игрушкой, по дорожке. Дорожки могут быть прямыми, с поворотами, с перекрестками, когда ребенок может выбрать маршрут передвижения.
Можно усложнить маршрут передвижения, соорудив из подручных средств «горки», «мостики», «лесенки», поставить ограничители движения. Задача у ребенка усложняется – нужно проделать маршрут, преодолевая все препятствия.
Змейка:
Для начала необходимо сделать «змейку», для этого понадобятся пус-тые пластиковые бутылки, мелкие игрушки, пуговицы, горох, баночки. За-полните бутылки разнообразной мелочью, чтобы при движении они греме-ли. Теперь нужно нанизать на веревку «звучащие» бутылочки, баночки, иг-рушки (длина веревки – около 60 см). На конце веревки сделайте петельку, за которую «змейку» будет легко тянут. Теперь предложите ребенку пока-тать, получившуюся «змейку».

Занятия с этими предметами способствуют координации движений глаз и рук, точности движений и результативности действий. Для развития ору-дийных действий ребенка хорошо подходит манипулирование разнообраз-ными кнопками и выключателями, креплениями, застежками, шнурами и другими подобными материалами.
Пособие для шнуровки:
На плотный кусок ткани пришейте разноцветные пуговицы и петли раз-ного размера, рядом прикрепите полоски со шнуровкой (отверстия должны быть большими), крупными молниями, кнопками, крючками и петлями так, чтобы ребенок мог легко застегнуть и расстегнуть.
Пульт управления:
Можно самостоятельно изготовить «тренажер». На пластинах из гладкой фанеры привинтите следующие предметы: выключатель для лампочек (на них можно нажимать, передвигать вверх или вниз, при этом раздается тихий щелчок); старый телефонный диск или панель с кнопками; части па-нелей от старых радиоприемников, магнитофонов, будильников; велоси-педный звонок с пружиной; задвижку, щеколду, шпингалет; крючок и пе-тельку; дверную цепочку с петлей; небольшой навесной замочек, а рядом ключик на веревочке.
Коллекция:
Составьте наборы из кошельков, сумочек, шкатулок с разными видами застежек и запоров.
Подберите пластиковые бутылочки, флаконы, тюбики, пузырьки разной формы и размеров с обычными пробками и винтовыми.
Взрослый обеспечивает ребенку свободный доступ к тренажерам, пока-зывает все возможные действия с расположенными на нем объектами, при необходимости помогает ребенку освоить сложные действия.

Пирамидка помогает ребенку развить координацию движений, усвоить на практике такое сложное понятие, как сериация (расположение предметов по порядку по мере убывания или нарастания признака), в иг-ровой форме запомнить цвета.
Дорожка:
Предложите ребенку сложить дорожку из колец, располагая их от большего к меньшему.
Сначала можно складывать, не обращая внимание на величину колец, потом вместе вложите ровную, постепенно сужающуюся дорожку.
Башенка:
Сложите из колечек башенку. Начните с самого большого колечка и за-кончите самым маленьким. Для того, что бы башенка была прочной, каждое верхнее колечко должно быть меньше предыдущего.
Разбираем пирамидку:
Сначала малыши любят разбирать пирамидку, снимать колечки с па-лочки. Нужно научить ребенка правильно снимать колечки: брать каждое колечко рукой, и снимать его, направляя движения руки снизу вверх по стержню.
Собираем пирамидку:
А теперь пришло время более колечки кропотливому занятию – надевать кольца пирамидки на стержень. Покажите, как это делается, малышу, который еще не научился надевать колечки, можно помочь. Возьмите его ручку в свою и действуйте вместе с ним.
Когда ребенок сам пытается собрать пирамидку, сопровождайте его действия словами: «Взял колечко пальчиками, надел колечко на палочку, молодец, давай еще…»
Приходите на лужок:
В этой игре дети учатся сравнивать и различать колечки по величине. Каждый участник должен выбрать колечко той же величины, что и образец. Игра носит характер забавы. Колечки как бы одушевляются и наделяются живым характером – играют, забавляются на лужке.
Для игры необходим зеленый круг из картона диаметром 15 – 20 см. Одноцветные пирамидки по числу участников.
Дети разбирают пирамидки и выкладывают колечки рядами перед собой – так колечки «отдыхают». Взрослый выкладывает на лужок одно из колечек со словами «Приходите на лужок, становитесь-ка в кружок». Зада-ча детей выложить на лужок точно такие же колечки. После этого проверя-ется правильность выполнения задания. После того, когда все убедились, что на лужок вышли именно те колечки, можно поиграть с ними – пусть ко-лечки попрыгают, покружатся, разбегутся и соберутся все вместе.
Затем все колечки возвращаются обратно «отдыхать». Игра повторяется несколько раз.
Солнышко:
Для игры нужны одноцветные пирамидки с толстыми кольцами по числу участников.
В центре стола лежит желтый круг. Все играющие со своими пирамид-ками располагаются вокруг стола. Вы обращаетесь к детям со словами: «Вот стоят пирамидки. Надоело им стоять, захотелось полежать. Поможем им отдохнуть! Смотрите, как это можно сделать.» Подавая детям пример игровых действий. Снимите колпачок со своей пирамидки и поставьте его на краю стола, затем снимите колечко (обратите внимание детей на то, что оно самое маленькое) – положите колечко рядом с колпачком, после маленького колечка следующие, и так далее… Когда все колечки будут сняты и разложены на столе в прядке возрастания величины, постарайтесь подравнять ряды, что бы получились ровные лучики. Обратите внимание детей на то, что получилось солнышко с разноцветными лучами, причем каждый сделал свой лучик сам.
Полюбовавшись на солнышко, спросите: «А где же наши пирамидки? Посмотрите, от них остались только палочки да подставочки. Давайте по-зовем колечки домой и опять поставим их как раньше. Какое колечко позо-вем сначала?» Таким образом, дети собирают колечки в пирамидку.
Игру можно повторить несколько раз.